ITOGO
+380 (44) 496-00-46


Контроль топлива

 Топливо – это одна из наиболее затратных статей транспортных расходов. К тому же, именно топливо представляет собой основной предмет хищений и махинаций. Неудивительно, что сегодня применение систем контроля топлива становится как никогда актуальным, поскольку избавляет от проблем, связанных с его хищением, недоливом и несанкционированным расходом. Решений вопросов по контролю топлива несколько, причем, они имеют ряд существенных различий, а, значит, и выбор оптимального варианта должен быть индивидуальным и отвечать требованиям, предъявляемым к системе контроля.

Методы контроля топлива

Контроль топлива можно осуществлять посредством нескольких методов, различающихся по точности измерения, стоимости и тому, что именно клиент получает в результате такого контроля.

Расчетный метод контроля топлива

Наиболее простым и дешевым методом, не требующим абсолютно никакого вмешательства извне в топливную систему, является расчетный метод контроля расхода топлива. Заключается этот метод в следующем: в диспетчерское программное обеспечение вводится значение так называемого нормативного расхода топлива в зависимости от загрузки транспортного средства; далее программа умножает нормативный расход на проделанный путь (пробег) с определенной загрузкой, причем, последний устанавливается по данным спутниковой системы. Таким образом и рассчитывается расход топлива за определенный период времени. И хотя данный метод GPS контроля топлива достаточно прост, он, позволяет достаточно точно, оценить расход топлива, а следовательно и стоимость перевозки груза. Следует отметить что данный метод расчета применяется и при оптимизации маршрутов и позволяет оценить транспортные расходы.

К тому же, следует учесть и тот немаловажный факт, что данные о реальном расходе топлива будут рассмотрены не по отдельности, а исключительно в комплексе с произведенным пробегом машины, отображенным на карте. Проще говоря, диспетчер увидит количество реально сделанных рейсов и определит, были ли произведены несанкционированные выезды и рейсы. Данный метод не дает возможности увидеть место, время, а также величину заправок либо сливов.

Датчики уровня топлива

Более точным методом GPS контроля топлива является подключение к установленному ТПД (терминал передачи данных) датчика уровня топлива, при этом, данный метод также имеет свои варианты, разнящиеся по стоимости и точности. Самым недорогим и доступным вариантом станет подключение к штатному автомобильному датчику топлива без вмешательства в саму топливную систему. Но погрешность при таком подключении будет достаточно большая, связанно это с несколькими факторами, такими как наличие мертвых зон в верхней и нижней части бака, если нижней мертвой зоной можно пренебречь (обычно в баке всегда остается резерв топлива), то верхняя мертвая зона не позволит контролировать уровень топлива при полностью заправленном баке, величина верхней мертвой зоны может составлять 5-10% объема бака в зависимости от его геометрии. Кроме этого и сами датчики имеют достаточно высокую погрешность. Так, для отечественных авто, оборудованных механическими поплавковыми датчиками, погрешность составит порядка 20-25%, тогда как для новых машин иностранного производства порядка 7-15%. Строго говоря штатный датчик это индикатор, а не измерительный прибор, который информирует водителя о наличии топлива в баке. Надо сказать, что износ самого датчика при этом также имеет значение, являясь одним из недостатков этого метода, причем, по мере эксплуатации и без того неточные показатели будут значительно ухудшаться. Вместе с тем установка такой системы контроля расхода топлива дает возможность с определенной точностью видеть факт (а именно место и время) всех заправок либо сливов, если такие были.

Электронные датчики уровня топлива

Лучшие результаты можно получить при использовании высокоточных электронных датчиков, установленных в топливные баки. Самыми распространенными типами датчиков в системах контроля топлива являются емкостные и ультразвуковые датчики топлива, не имеющие движущихся частей и не изнашивающиеся. К тому же, погрешность таких датчиков не увеличивается по истечению времени. Следует отметить, что датчики уровня топлива непосредственно не связаны с топливной системой транспортных средств, вследствие чего никаким образом не влияют на нее. Кроме того, погрешность электронных датчиков приблизительно одинакова, составляя 3-5%, тогда как их стоимость намного меньше одной полной заправки грузового автомобиля.

Емкостной датчик уровня топлива

Представляет собой длинный конденсатор переменной емкости, который погружен в бак. Его емкость будет меняться (все зависит от того, насколько датчик опущен в топливо). Контроль уровня топлива с помощью емкостного датчика позволяет в статическом режиме «видеть» изменения уровня топлива в топливном баке на 0,2 мм! Однако не все так радужно. Проблема заключается в том что точность измерения уровня топлива на основании емкости зависит от качества топлива, а именно его диэлектрической проницаемости. Простой пример: бак калибруют, заливая топливо, которое имеет одну диэлектрическую проницаемость, а каким топливом заправляется машина дальше неизвестно. На сегодняшний день можно сказать что диэлектрическая проницаемость дизельного топлива на разных заправках может отличатся в несколько раз, а соответственно и показания датчика будут на каждой новой заправке другими. С учетом выше сказанного можно говорить о точности данного метода порядка 5%. Данного недостатка лишены емкостные датчики с референтным каналом измерения но к сожалению на рынке таких решений пока нет. К недостаткам данного датчика следует отнести сложность установки и требование к минимальной глубине бака не менее 20 см.

Ультразвуковой датчик уровня топлива

Работает по следующему принципу: излучатель посылает сигнал, отражающийся от границы топлива и возвращающийся обратно. Электронная «начинка» датчика, в свою очередь, измеряет время прохождения сигнала. Это время пропорционально уровню топлива в баке. Точность измерения соответствует точности емкостного метода. К достоинствам данного датчика можно отнести простоту установки (не нужно делать отверстие в баке), возможность измерять различные виды топлива, а также количество газа в машинах оборудованных ГБО. К недостаткам можно отнести погрешности измерения связанные наличием воды на дне бака (для дизельного топлива), а также наличие пены на поверхности топлива.

CAN-шина

Все современные автомобили имеют САN-шины, из которых можно взять всю необходимую информацию от множества датчиков, включая топливный. При этом не будет осуществлено никакого вмешательства в саму топливную систему. Недостаток этого метода – достаточно большая погрешность, поскольку данные снимаются со штатного датчика транспортного средства, о точности которого речь шла выше.

Датчики расхода топлива

Существует ряд транспортных средств, характеризующихся довольно большим расходом топлива при малом перемещении на местности: речь идет об экскаваторах, бульдозерах, погрузчиках и дизелях-генераторах). GPS контроль топлива в подобных случаях предусматривает использование датчиков расхода, устанавливающихся в разрыве топливных систем. Особенность таких датчиков заключается в том, что они показывают не уровень оставшегося топлива, а количество израсходованного. Для максимально точного определения расхода дизельного топлива требуется установка двух датчиков (либо одного, но двухканального) на подачу, а также на «обратку». Если же попытаться сэкономить, и приобрести один датчик, замкнув «обратку» снова в топливную систему, такие действия абсолютно ни к чему хорошему не приведут, напротив, двигатель может потерять свою мощность, поскольку из «обратки» в него будет поступать уже горячее, вспененное топливо, тогда как топливо в самом баке не будет подогреваться. Если использовать два датчика, то датчик расхода из «обратки» будет давать погрешность, так как поток топлива после двигателя пульсирует, на что датчик не рассчитан.

Датчики расхода топлива надо периодически чистить, чтобы точность измерения по истечении определенного времени не менялась, а сам датчик не влиял на мощность двигателя. Следует учесть тот факт, что датчики расхода топлива способны точно измерять мгновенный расход топлива, а также расход за период, однако не способны показать ни место, ни время, ни объем заправок и сливов.

Вариантов решения проблемы контроля топлива много, мы готовы помочь вам сделать правильный выбор, который позволит решить ваши проблемы с минимальными расходами.